воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Жемчужина степи

У каждого из нас есть места, в которых мы отдыхаем душой, куда всегда хочется вернуться за тишиной и состоянием спокойствия внутри. Недалеко от Кривого Рога я нашел для себя два таких места: Искровка и Пелагеевка. Они оба связаны с чем-то сакральным и религиозным, оба являются местами паломничества и пребывание в них  доставляет мне не меньшее удовольствие чем путешествие по неизведанным уголкам нашей необъятной Земли.
 И если про Искровку я пишу уже достаточно давно и практически каждую неделю летом езжу туда с экскурсиями, то Пелагеевка не является разрекламированным местом, здесь не происходят чудеса и нет мощей святых, но окружающая природа регионального ландшафтного парка, необыкновенная архитектура храма и атмосфера присутствующая здесь заставляют возвращаться вновь и вновь.
Впервые мы побывали в этих краях 2013 году. В том же году я успел свозить сюда несколько экскурсионно-паломнических групп. Во время последнего посещения видел иностранцев, часто здесь можно встретить и велотуристов, либо группы с рюкзаками за спиной: красоты Регионального ландшафтного парка "Приингульский" не оставляют никого равнодушными и с каждым годом привлекают всё больше людей. В планах у меня была небольшая экспедиция с привлечением фотографов и операторов, чтобы отснять качественный материал и показать людям всю красоту, что есть у них под носом. Но, как-то у всех не получилось, планировали перенести поездку, а за день до изначально назначеного времени, мне позвонили соседи и предложили всё-таки съездить. Получилось бы перенести или нет я не знал, а поехать ну оочень сильно хотелось, так что мы отправились втроём:) Никакого качественного фото-видео материала собрать не удалось, но зато душу я отвёл здорово:)

У нас есть фотографии 2013 года и 2015, то, что не удалось запечатлеть в 2015 буду дополнять фотографиями из 13:)

Начиная с 2013 года ремонт дороги Кривой Рог - Николаев практически не проводился и это одно из главных препятствий на пути ко множеству интересных мест расположенных в Николаевской  области. Стараюсь максимально держаться поодаль от этой дороги, но иного пути сюда нет.

Из Кривого Рога в течении дня отправляются несколько автобусов в данном направлении. Ближайший населенный пункт к Пелагеевке - Софиевка, Новобужского района. Но, поскольку село небольшое и собственного автовокзала не имеет, билеты сюда не продают. Выход: покупаете билет до Нового Буга (50-65 грн.), а дальше доплачиваете водителю около 10 грн. за проезд до Софиевки. При этом нужно учитывать, что большинство автобусов следующих до Нового Буга дальше сворачивают в сторону Николаеве и лишь несколько едут через Софиевку. Один из них: Кривой Рог - Одесса, отправляется ежедневно с автовокзала в 06.50, по расписанию в Новом Буге в 08.50. Как по мне это наиболее удобный вариант добраться в Софиевку общественным транспортом. Билеты на автобус можно купить в автовокзале, либо, при наличии банковской карточки, сэкономить время и купить у нас на сайте. Билеты можно не менять в кассе, достаточно просто распечатать. В принципе, можно их и не печатать, а скинуть на телефон/планшет, но не все водители автобусов ещё это воспринимают:)

Если планируете из Софиевки сразу идти к Пелагеевке пешком либо ловить попутку, Вам стоит выходить не в центре села, а выше по дороге, на первом повороте после знака о выезде из Софиевки.
Место, где стоит выходить из автобуса по дороге в Пелагеевку
Место, где стоит выходить из автобуса.
Далее Ваш маршрут будет выглядеть приблизительно так:
Дорога от трассы к Пелагеевке.
Нас же встречали в центре села, у магазинов. Вышли, купили ещё некоторых припасов и поехали первым делом к одному из множества замечательных мест Приингульского регионального ландшафтного парка.
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
Если ориентироваться от села, то по другую сторону Ингула, недалеко от поворота к гранитному карьеру, расположилось замечательное место для пикника. Спрятанное в естественной тени деревьев у ручья, в окружении гранитных глыб, оборудованное столами для пикника и местом для приготовления разных вкусностей на костре:)
 Отобедав мы отправились в Пелагеевку. Дорога занимает около 8 км. и понимая, что с рюкзаками за спиной ходить туда и обратно не лучшая идея, я заблаговременно позаботился о трансфере к месту назначения:) По дороге фото в этот раз не делали, но сохранилось фото 2013 г.:
Дорога к храму. Пелагеевка, 2013 г.
Места здесь невероятно живописны, думаю, смог бы гулять по ним не одну неделю, вверх-вниз, взад-вперёд:)  Храм на горизонте, а в левой части фото Вы можете увидеть состояние основной дороги. Это было в 2013 г. Этим летом сделал свежие фото, приложу их чуть позже:)  Когда мы приехали - заканчивалась служба. Было несколько семей посетителей. Монахини были заняты. Сменив в прошлом году телефон, я потерял номер настоятельницы монастыря, мне не удалось заранее договориться о встрече и попросить о некоторых вещах. Поэтому выискав "свободную" монахиню, я рассказал ей о нас, объяснил наши цели и планы. Она ответила, что настоятельница сейчас в другом селе на празднике. Будет после обеда... Я не планировал столь длительного ожидания, но деваться было некуда.
 А через 15 минут, ко мне подошла другая монашка, не знаю точно названия её сана, но по должности она замещала настоятельницу. Сказала, что ей о нас доложили и ещё раз расспросила обо всём. Сказала, что в чём-то сможет помочь (провести небольшую экскурсию внутри храма), а в остальном нет благословения настоятельницы. Ну что же, и так не плохо, походим внутри, узнаем на каком этапе сейчас находится реставрация, освежу в памяти историю храма, фотографировать внутреннюю обстановку не было благословения настоятельницы. Также монахиня попросила нас подождать некоторое время, поскольку, по общему правилу, храм открывают лишь на праздники и если его откроют сейчас (когда в монастыре достаточное количество посетителей), то будет слишком много желающих туда попасть, а на это, опять же, нет благословения...
Так что расположившись в тени храма и сбросив рюкзаки мы пару раз обошли его по периметру любуясь необыкновенной архитектурой, затем немного пофотографировали и здорово успели отдохнуть, перед тем, как появилась возможность попасть внутрь. Изначально не собирался разбивать эту статью на несколько частей, но я не удержался и посвятил храму и монастырю отдельную статью. Там Вы можете посмотреть больше фото и прочитать о его истории.

Фото 2013 г.:
Свято-Михайловский Пелагеевский женский монастырь, фото 2013 г.

Первое, на что я обратил внимание и сфотографировал на храме был старый репер, на котором читалась надпись "нивелировка":
Репер на Свято-Михайловском Пелагеевском храме
Позднее нам объяснили, что по этой отметки выстраивали наводку "Катюши" во время продвижения войск. В ответ стреляла немецкая артиллерия. Один из снарядов пробил стену храма, но не разорвался.
 Пока старый храм полностью не отреставрирован, службы проводятся в новом здании:
Новый храм Свято-Михайловского Пелагеевского женского монастыря

Фото старого храма 2015 г.:
Свято-Михайловский Пелагеевский женский монастырь, фото 2015 г.
Поскольку храм строил немец, его архитектура уникальна, здесь сочетаются классические элементы католических и православных храмов. Полноту картине добавляют зеркальные кресты отражающие солнце на закате и рассвете, а также остатки алтаря из мейсенского фарфора. Стоит учитывать, что в советский период здание стояло 60 лет без какого-либо ремонта и вместо привычных глазу настенных фресок его покрыли надписи а-ля о+м=л... Ну, и как подобает, другие атеистического характера:) Да и вообще, судьба храма и останков его основателей достаточно драматична, об этом можете больше почитать в основной статье о храме.

Посетив храм и услышав и его историю мы вежливо отклонили предложение монахинь отобедать с ними и отправились на водохранилище разбивать лагерь.
Степь у Софиевского водохранилища.
Пришлось пройти ещё несколько километров, пока Лёша (один из участников нашей поездки) одобрил место под лагерь. И, пожалуй, шли мы не зря. Здесь был и хороший выход к воде, и дрова, и превосходные виды:
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
Вид на один из экскурсионных объектов парка - остров:
Разбив лагерь и как следует отобедав мы пошли обратно к монастырю, дабы запечатлеть свечение зеркальных крестов, восстановленных по сохранившемуся образцу в старом храме. Но, так сложились обстоятельства, что мои расчёты оказались не верны и мы смогли лишь вдоволь налюбоваться видом церкви в лучах заходящего солнца и свечением одного, наименьшего по размеру креста.
Свято-Михайловский Пелагеевский женский монастырь, фото 2015 г.
Честно скажу, что одним из движущих желаний в этой поездке было охота посмотреть на свечение всех крестов, но, даже то, что нам удалось увидеть не оставило меня равнодушным. Отражение солнечного света в нём согласно законам физики с каждым шагом меняло спектр. Таким образом можно было видеть все семь цветов. Наверное, то как я хожу по одной линии посреди монастыря было забавным зрелищем для монашек:)
К лагерю мы вернулись в ночь. Разожгли костёр, стали любоваться окружающей тишиной и вдохновляться природой.
 Как же я люблю ночную съёмку. Мне сложно Вам это передать. Но я испытываю небывалые чувства, когда частичку окружающего волшебства удаётся запечатлеть на фото. А вы, я думаю, знаете насколько прекрасны ночи в диком поле у реки... И хоть фотоаппарат не позволяет делать качественных снимков, но я всегда готов протащить на себе штатив в несколько килограммов на любые расстояния, лишь бы только попробовать сделать хоть пару кадров. Чаще всего они получаются неудачными, но, если у меня выходит передать немного того, что царит вокруг, я бываю невероятно счастлив:)
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
Когда фотографируешь, не можешь разобрать вышла твоя задумка или нет. Здесь ты практически слеп, делаешь всё наугад. Вот и на маленьком экране фотоаппарата я не мог разобрать получилось у меня сфотографировать Большую медведицу или нет. А приехал домой и с радостью обнаружил, что она всё-таки есть.
 На фото ниже наш небольшой лагерь и проходящий к палатке и обратно Лёша с фонариком:)
Ночь. Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
 Лёша и Юля у костра:
Обожаю спать под открытым небом. Дома мне всегда сложно уснуть, а как только я отправлюсь в путешествие "дикарём", в 9 часов мне уже хочется залезть в спальник:) А проснуться в 5, 4.30 это не в тягость, а в удовольствие.Ты встаёшь и чувствуешь невероятный прилив бодрости и энергии:) Здесь я рассчитывал, что выйдет также, но что-то пошло не так и всё ночь я крутился с бока на бок, проснулся в начале шестого, но из-за того что практически не спал, был не в лучшей форме:((
  Умывшись и переодевшись сделали несколько фото окружающей природы:
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

И отправились фотографировать монастырь на рассвете:
Свято-Михайловский Пелагеевский женский монастырь на рассвете, фото 2015 г.
Свято-Михайловский Пелагеевский женский монастырь на рассвете, отблеск восходящего солнца в витраже, фото 2015 г.
На второй день у нас была запланирована встреча с местным краеведом, экскурсия по парку с посещением всех экскурсионных объектов и обратная дорога:) Так что на рассвете прождав пол часа свечения крестов, я увидел его лишь в нижнем и наиболее маленьком, а затем оставив Лёшу, ушел за машиной. Машина ждала меня за 8 км. от церкви, так что в этот день я успел и утолить жажду пеших прогулок, и налюбоваться окружающими красотами.
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

Где-то посредине пути от трассы к Пелагеевке расположен информационный стенд с описанием ландшафтного парка и объектов расположенных в нём.
Информационный стенд, Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
Информационный стенд, Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

За машиной мне удалось сходить достаточно быстро. Но вот с частью наших планов всё равно пришлось расстаться. Когда я созванивался с руководством парка и договаривался за экскурсию, они сказали, что не представляют себе, как мы будем ездить здесь на какой-то машине кроме "Нивы". Ну, в крайнем случае, мог бы подойти ещё "Жигуль". Помня сравнительно неплохое качество грунтовки от трассы к монастырю, мне казалось, что нам удастся посетить все объекты парка без особых проблем. Но попробовав пробраться к некоторым из них, пару раз зацепившись "пузом" и чуть не сев на него, у меня пропало желание рисковать и было принято решение отложить их посещение до лучших времён, когда приедем сюда другой машиной либо велосипедами.  Ну а на счёт дороги... Когда шел за машиной сделал несколько снимков этого пути в разных местах. То, что на фото ниже - достаточно хорошая грунтовка для здешних мест:)
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

Вернувшись с машиной к лагерю мы плотно позавтракали и отправились в монастырь, где нас уже ждал местный краевед из села Каменка - Владимир Швец. Очень интересная личность, автор множества книг, стихов, ему уже за 70, но он до сих пор является действующим научным сотрудником Регионального ландшафтного парка "Приингульский".
С ним мы ещё раз прогулялись по территории монастыря, послушали интересные истории о крае и сфотографировали некоторые объекты оставшиеся со времён основания храма.
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область. Строения при монастыре.
 Бывшая школа, сейчас монастырская трапезная.

Напоследок сделали пару фото и с самим краеведом:)
С местным краеведом Владимиром Швецом и Юлей.

Лёша, Юля и В. Швець.
От трассы к Пелагеевке ведут несколько дорог. Одна в объезд через сёла, остальные - грунтовки. При этом грунтовки в лучшем состоянии, чем асфальтная дорога, да и расстояние здесь меньше. Поэтому всегда ездим по грунтовке. А в 2013 г., во время первой поездки, решили осмотреть оба варианта пути. По асфальту ехали мы дольше и сложнее, дорога значительно более утомительна как для пассажиров, так и для транспорта, но есть на ней одно интересное место.
Каменная баба, Софиевский район, Николаевская область.
Здесь просто у дороги стоит каменная баба. Раньше я видел их только в музеях, а тут под открытым небом, да ещё и настолько хорошо сохранившаяся, что нет никаких сомнений, что перед тобой:)

Днём из Софиевки в Кривой Рог можно уехать автобусом Одесса - Кривой Рог, который проходит здесь около 13.00, либо Первомайск - Кривой Рог, который едет около 16.00. Понимая, что мы с натяжкой успеваем на Одесский автобус, успели посмотреть совсем мало и у нас ещё есть машина на пару часов, мы, хоть и планировали не рискуя уехать Одесским автобусом, решили задержаться подольше и посмотреть побольше:)
 Так мы отправились на Софиевский водопад на Ингуле.

Видео с дамбы водохранилища, июнь 2015 г.:
И хоть водопад в конце сентября уже сложно было назвать таковым, но место очень и очень приятное. Гранитный каньон по которому можно гулять, огромные обтёсанные водой глыбы и много-много практически "ручных" рыбешек:)
Водопад. Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

После водопада мы поехали отдавать машину. Автобус из Одессы должен был уехать полтора часа назад, но он встретился нам по пути:) Знали бы, что он будет идти с такой задержкой - немного поторопились бы и уехали им, но... Не вышло:) Что же, у нас оставалось свободное время, которое мы, не теряя даром, посвятили посещению ещё одной местной достопримечательности и экскурсионному объекту регионального ландшафтного парка "Приингульский": подвесному мосту между Софиевкой и Щорсово.
Подвесной мост. Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

Поскольку у нас было ограниченное количество времени, дальше подвесного моста мы уже не пошли. Сделав небольшой круг и перейдя в брод Ингул мы направились в центр села ждать своего автобуса.
Но мы побывали дальше, посетив остатки имения Тропиных в 2013 г., фото из этой поездки и прилагаю:
Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
На фото выше дорога, на которой мы оставили машину, посчитав, что дальше ехать не стоит. А на фото ниже уже упоминаемый ранее подвесной мост:
Первым из относительно старинных зданий оказалась заброшенная постройка, некоторые окна выбиты и заколочены, под крышей поселились летучие мыши (кстати первый раз их так видел). Судя по найденным внутри книгам и предметам, здесь в советское время был детский сад:
Имение Тропиных. Щорсово. Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.
Имение Тропиных. Щорсово. Региональный ландшафтный парк "Приингульский". Николаевская область.

Помещики, некогда владевшие здешними землями - Тропины. Они были известными меценатами в Херсоне, построили и содержали церковь, больницу. Владели большим количеством земли. Здесь у них была небольшая усадьба и высаженный в конце 19 - нач. 20 вв. парк на берегу Ингула. Парк, как и всё поместье, в советский период запустили. От него осталась лишь дикая посадка посреди степи, а от поместья, остатки дома, погреб, пару подсобных помещений да жернова:

Кстати, основное разграбление усадьбы произошло уже после обретения Украиной независимости. В советский период её просто использовали то как здание совхоза, то колхоза и т.д., а вот начиная с 1992 г. были вынуты все двери и оконные проемы, сорван дубовый пол. Сейчас эти объекты должны охраняться как часть регионального парка, но насколько качественна эта охрана сказать сложно...

Это лишь малая часть парка и расположенных здесь достопримечательностей. У меня ещё много планов и желаний связанных с этими местами, так что на долго не прощаемся;)

Если у Вас возникли какие-либо вопросы - с радостью постараюсь на них ответить. Можете писать в комментариях, либо  вконтактеfacebook или на почту solodkyi.s@gmail.com.

Если Вы найдете эту статью интересной, Вам также могут понравиться и рассказы о посещении других мест в нашей красивой стране:
1) с. Искровка. Кресто-Воздвиженский Храм, источники св. Николая и св. Параскевы.
2) Белгород-Днестровский - город крепости и церквей.
3) Одесса
4) Кулевча - Свято-Николаевский храм.
5) По Крыму, с рюкзаком за спиной. Часть первая: Ак-кая (Белая скала) 14.06-16.06.2012
6) По Крыму, с рюкзаком за спиной. Часть вторая: Кутлак (с. Веселое) 16.06 - 21.06.2012
7) Свято-Михайловский женский монастырь.